15 любимых хард-рок и метал-альбомов Ларса Ульриха

21.03.2024

В 2017 году американский журнал Rolling Stone решил составить амбициозный и всеохватный рейтинг 100 величайших метал-альбомов в истории. Для этого редакция попросила многих известных музыкантов и других причастных к метал-сцене важных людей составить свои списки любимых и самых важных альбомов жанра. Сделал это и барабанщик Metallica Ларс Ульрих, отобрав 15 пластинок. В отдельной публикации для журнала он попросил расположить альбомы в алфавитном порядке, без расставления по местам.

AC/DC «Let There Be Rock» (1977)

Самая тяжелая запись AC/DC, самая плотная запись AC/DC, самая энергичная запись AC/DC. Четыре или пять песен — это просто основа живых выступлений группы, между «Let There Be Rock», «Bad Boy Boogie», «Whole Lotta Rosie» и «Hell Ain’t a Bad Place to Be». Даже нет смысла пытаться считать, сколько раз эти песни AC/DC исполняли вживую. Очевидно, это еще до того, как они связались с продюсером Маттом Лангом на альбоме «Highway To Hell» и начали доводить до совершенства формулу трех-четырехминутной рок-песни как радио-хита. Здесь идеальный баланс двух гитар: бесконечные гитарные соло и риффы от Ангуса и Малкольма. Многие песни начинались с того, что один играл рифф, а другой — открытые аккорды. Затем, после 16 или 32 тактов или где-то рядом, обе гитары цеплялись за один и тот же рифф. Затем вступал Бон Скотт с этими великолепными дерзкими, почти мультяшными текстами о женщинах, плохом поведении и всяких противозаконных приключениях. Это один из тех альбомов, когда кажется, что ты сидишь с ними в студии. В начале песен слышно, как жужжат усилители, идет отсчет, слышны разговоры в студии и всё такое прочее. Это сырой блюзовый хард-рок на пике своего развития. И здесь есть одна песня, которая потенциально является моей любимой неочевидной вещью из каталога AC/DC. Это «Overdose».

Alice in Chains «Dirt» (1992)

Впервые я познакомился с Alice in Chains, когда вышел их первый альбом летом 1990-го. Мы были в Лос-Анджелесе, записывали «Чёрный альбом», и мы видели их по всему городу во всех барах и клубах. Это были суперкрутые ребята – молодые, легкие, веселые, немного эксцентричные. У меня не укладывалось в голове, что под рубашками у них было длинное нижнее белье. У них был совершенно другой вид, который мы никогда раньше не видели, и это было круто. И их музыка была чертовски тяжелой, и в ней было столько особенного мироощущения. Потом, когда вышел «Dirt» два года спустя, это была такая мрачная, глубокая пластинка. У нас не было злоупотребления наркотиками на таком уровне; мы просто много пили, и большинство вещей, которые мы делали, были в более социальной и похожей на вечеринку атмосфере. Мы не были хорошо знакомы со всей наркокультурой, которая скрывалась в гостиничных номерах, пряталась от глаз. Парни, которые действительно сидели на тяжелых наркотиках, были не очень общительны, так что я не совсем сначала сопоставил смыслы, заложенные в альбом. Я не понимал всех отсылок к наркотикам, но по мере того, как я, очевидно, начал лучше узнавать парней и лучше понимать запись, меня поразила текстовая тяжесть альбома. Безумный диск. Вероятно, одна из пары пластинок, которые я в 1992-м слушал больше всего.

Black Sabbath «Sabotage» (1975)

Я знаю многих поклонников Black Sabbath, для которых альбом №1 — это «Paranoid» или «Master of Reality». Для меня это двойной удар из «Hole in the Sky», а затем «Symptom of the Universe». Вот где группа достигла своего пика. А затем более неочевидные треки. К примеру, «Megalomania» — это просто путешествие в фундаментальный хэви-метал. Сторона А, если вы посмотрите на винил, это, вероятно, самые сильные 20 минут Black Sabbath. А затем «Symptom of the Universe» — простота риффа, перебора, общий звук. Это, очевидно, перспектива того, как в конце концов зазвучали хард-рок и метал… на протяжении восьмидесятых и девяностых. В этом альбоме было больше скорости, чем в других альбомах, так что, вероятно, это также одна из причин, по которой он мой любимый. Очевидно, их звук стал немного более продвинутым по мере эволюции к этой пластинке. В ранних записях есть простота, которой я восхищаюсь, но с точки зрения работы со звуком «Sabotage» — самый лучший.

Blue Öyster Cult «On Your Feet or On Your Knees» (1975)

Это один из лучших концертных альбомов. Значительная часть этих песен взята из альбома «Secret Treaties». Тут есть некоторые из их ранних хитов, такие как «Cities on Flame», и некоторые более неочевидные вещи, такие как «The Red and the Black», и баллада из числа великих хард-роковых баллад семидесятых под названием «Last Days of May». В этой записи есть плотность и собранность. Все участники в группе пели. Кажется, барабанщик спел «Cities on Flame». И у них была песня, в которой все пятеро участников играли на гитарах — «ME 262». Есть фотография, на которой все пятеро играют на гитаре и стоят рядом друг с другом. Это представлялось как идеальное гитарное соло [смеется]. У Blue Öyster Cult также была связь с Нью-Йорком: интеллектуалы из центра города, часть нью-йоркской сцены, связанной с клубом CBGB. У Патти Смит были отношения с клавишником Алленом Ланьером. Они были своего рода частью той интеллектуальной сцены Нью-Йорка, из которой пришли Лу Рид и Velvet Underground. Это немного более вдумчиво и немного умнее по сравнению с неандертальским подходом, который был у некоторых других рок-групп того времени. В этом была изюминка.

Deep Purple «Made In Japan» (1972)

Очевидно, у Deep Purple было несколько сумасшедших песен: от «Highway Star» до «Smoke on the Water», «Speed King» и всех остальных. Но, наверное, нет другой рок-группы, где разница между альбомными и концертными версиями была бы более радикальной. «Made In Japan» — это первая пластинка Deep Purple, которая попала мне в руки, и я выучил все песни. На виниле было по две песни с каждой стороны — на первой, второй и третьей сторонах, а затем на четвертой стороне была всего одна песня «Space Truckin’», почти 20-минутная. А затем, когда я впоследствии обзавелся другими их альбомами в течение следующих нескольких лет, у меня появился альбом «Machine Head», и я подумал: «Вау. «Space Truckin’» тут длится три минуты. Откуда взялись остальные 17 минут на «Made In Japan»?» В этом было ощущение исследования.

Всё складывалось, когда эта пятерка находилась на сцене. Когда вы смотрите видео, вы можете видеть, как они понимали друг друга. Знаете, когда Блэкмор заканчивает соло, он поднимает правую руку, это сигнал для барабанщика, Иэна Пейса, переходить к следующей партии. Всё совершенно в свободной форме, но это не хиппи-трип в духе «давай под грибами играть четыре часа» и всё в таком роде. Здесь сохраняется сплоченность, связность, но каждая живая версия песни отличается. Каждый концерт был разным. Вы никогда не знали, сколько тактов сыграет каждый из солирующих музыкантов и всё такое. Звёзды сложились тогда, на тех трёх концертах — они отыграли два концерта в Осаке и один концерт в Токио в августе 1972 года, самые свирепые их выступления. Гитарное соло в «Child in Time» я включал джазовым пуристам, которые сходят с ума от Орнетта Коулмана и безумных выкрутасов Майлза Дэвиса, а взаимодействие между Ричи Блэкмором и Иэном Пейсом почти похоже на джаз. 10 или 15 лет назад вышел сборник под названием «Live in Japan», в котором есть все те три концерта целиком. И если послушать подряд, как в каждый вечер сыграны «Highway Star», «Child in Time», «Space Truckin’», «Lazy» и «Strange Kind of Woman», разница в гитарных соло, игре на барабанах и вокале невероятна.

Diamond Head «Lightning to the Nations» (1980)

Если вы попросите: «Назови одну пластинку, которая является образцом звучания Metallica», то это она. Я говорил это тысячу раз, я скажу это 10 000 раз. Всё лето 1981 года я провёл с вокалистом Шоном Харрисом, с гитаристом Брайаном Татлером. Жил в их гостиной, спал на их диване, тусовался с ними. А потом вернулся в Калифорнию с желанием создать свою группу. Они были теми, кто придерживался более традиционных подходов к хард-року, были большими поклонниками Led Zeppelin и воспринимали песни как путешествие, как исследование, как опыт, а затем соединяли это представление с чистой энергией, основанной на гитарных риффах. Это отличные песни с простой игрой на барабанах. И Metallica в тот или иной момент играли все эти песни. Очевидно, мы выпустили «Am I Evil», выпустили «It’s Electric», «Helpless», «The Prince». Когда-то мы играли «Sucking My Love», очевидно много играли «Sweet and Innocent». У нас очень, очень близкие отношения с каждой из этих песен.

Кажется, на нашем первом концерте мы сыграли четыре песни Diamond Head. Мы начинали как кавер-группа и как бы находились в этой серой зоне. Мы просто вышли и сыграли. Ничего не объявляли, не говорили, что это каверы, не говорили, что это наши песни. Просто играли. Я думаю, что это было второе или третье выступление, когда мы выступали на разогреве у Saxon, и их звукорежиссер Пол подошел и спросил, слышали ли мы когда-нибудь о группе под названием Diamond Head. Я сказал: «Конечно, мы делаем каверы на четыре их песни». Но да, мы начинали как кавер-группа Diamond Head.

Guns N’ Roses «Appetite for Destruction» (1987)

Один из величайших рок-альбомов. В какой-то мере даже без привязки к жанру, поскольку это не только одна из лучших хард-рок и хэви-метал пластинок всех времён, но и просто один из лучших альбомов всех времен в целом, очевидно сформировавший целое поколение и ставший ориентиром для тысяч групп. Можно поставить его рядом с «Revolver» The Beatles, или лучшей пластинкой The Rolling Stones, или лучшим диском Брюса Спрингстина, или лучшим альбомом U2. Это просто одна из пластинок, с которой имеет связь каждый, альбом, который был саундтреком для определенной части жизни большинства людей поколения. Альбом, который не уходил из поля зрения целых три года.

Вспоминаю, как я впервые его услышал. Я летел в Нью-Йорк из Лос-Анджелеса, где был в офисе лейбла. Менеджер из отдела новых артистов дал мне кассету и сказал: «Послушай запись новой группы, которая скоро выйдет». Это было примерно за два месяца до официального выхода альбома. Включил первую песню «Welcome To The Jungle» — довольно круто. Мне понравилось, но не поразило. Затем зазвучала «It’s So Easy». Такого я до этого никогда не слышал. Когда Эксл начинает «It’s so easy, so fucking easy»… Затем «Nighttrain», с развязностью, с характером, после «Out Ta Get Me» со злобой: «They won’t catch me!». Злость, гнев, характер, всё в целом. А следом «Mr. Brownstone» и «Paradise City». Четыре или пять таких мощных песен подряд — я сидел в самолете буквально с чертовым разинутым ртом и распахнутыми глазами и думал: «Что я, чёрт побери, сейчас услышал?». Такие 20 минут! Когда я вышел из самолета, я сразу позвонил этому менеджеру с вопросом: «Кто это?! Откуда они взялись?» Это было чем-то действительно меняющим жизнь.

Iron Maiden «Number of The Beast» (1982)

Для меня это пик Iron Maiden. Здесь лучшие песни, лучшая работа продюсера. Продюсировал Мартин Бёрч, который много работал с Deep Purple и Rainbow. Этот альбом — пик его продюсерских достижений. Заглавный сингл — лучший из всех, что они выпускали. Очевидно, есть более коммерческий сингл «Run To The Hills», который стал большим хитом. Ещё тут «Hallowed Be Thy Name» — одна из тех эпических метал-песен наряду с «Beyond the Realms of Death» Judas Priest и «Child in Time» Deep Purple, которые были ориентиром для нас при сочинении «Fade to Black», «One» и «Welcome Home (Sanitarium)». Ещё это была первая пластинка с Брюсом Дикинсоном, новым вокалистом, сменившим Пола Ди’Анно, и здесь все сошлось воедино: продюсирование, написание песен, отношение. Это также последний альбом с оригинальным барабанщиком Клайвом Бёрром, царствие небесное. Он оказал на меня большое влияние. Он тяготел больше к простым партиям, но всё, что он делал, было очень эффективным.

Никогда не стеснялся признавать, как Iron Maiden вдохновляли Metallica. Мы всегда упоминаем их как одну из наиболее повлиявших на нас группу. У них были более крутые обложки, более крутое оформление пластинок, более крутые гастрольные книги, более крутые футболки, более крутые сценические постановки. Всегда казалось, что они хотят превзойти возможный уровень. Даже осветительные установки у них были более крутые. Они были самой дружественной к фанатам группой. Я помню, мой друг получил рождественскую открытку от Iron Maiden, и на ней был маскот группы Эдди. У них была эта штука с имиджем, которая была просто сумасшедшей и действительно крутой, и была гораздо более дружественной к фанатам и основательной, чем у любой другой группы.

Judas Priest «Unleashed in the East» (1979)

А это Judas Priest на своём пике. В карьере многих европейских хард-роковых групп наступал момент, когда они хотели пробиться на американский рынок и начинали писать синглы, более короткие песни. Это не обязательно было плохо, но некоторые из них начинали отдаляться от своего изначального звучания. Здесь же Judas Priest в лучшем проявлении того, как звучали их живые выступления, до выхода самых известных хитовых синглов. Тут в треклисте много неочевидных вещей с альбома «Sad Wings of Destiny». И очевидно, легендарная «Victim of Changes». Эта энергия, эти пыхтящие риффы, мелодия как в «Highway Star» Deep Purple. Вероятно, они были одной из первых групп наряду с AC/DC, в которой два гитариста играли одинаковые партии, один и тот же рифф. Получалось двойное усиление, получался более тяжелый, объемный звук, жирный, захватывающий. Judas Priest были в авангарде. Эта пластинка вышла в 1979 году, но на ней песни, записанные в 1976-м, 1977-м, 1978-м. Эти ребята были впереди всех. Для меня это по-прежнему лучший альбом Judas Priest, который только можно найти.

Mercyful Fate «Melissa» (1983)

Mercyful Fate, очевидно, были значимой, ключевой группой в нашем поле зрения. Они сыграли большую роль в формировании звучания Metallica, и для многих людей из хард-рокового андеграунда они были одной из самых уважаемых, заметных групп. Это был их первый полноценный альбом. Он оказал огромное, просто гигантское влияние на множество групп следующего поколения, таких как мы, и они также были нашими большими друзьями и стали, можно сказать, соучастниками в преступлении. Мы репетировали в их студии, вместе давали концерты и фактически сделали попурри из всех их песен для одного из «гаражных» альбомов Metallica. Их звук — это две гитары, много гармоний и музыкальных приключений, некоторые песни очень длинные. На этом альбоме есть песня «Satan’s Fall», которая, кажется, длится больше 10 минут. Их концерты были сумасшедшими. Кинг Даймонд, например, читал молитву «Отче наш» задом наперёд перед песней, во время исполнения одной из песен использовались гусиные перья, и они делали все эти ритуальные вещи, которыми Кинг Даймонд был очень увлечен. Он суперкрутой парень. Вы знаете, мы просто были очень увлечены музыкой. Это было так свежо и так оригинально, и мы любили этих парней. Они были для нас действительно как братья по оружию в течение многих лет.

Motörhead «Overkill» (1979)

Я услышал о Motörhead весной 1979 года. Был в Копенгагене, зашел в местный музыкальный магазин, спросил, есть ли у них пластинки Motörhead, включил на пробу в магазине. И сразу меня поразила барабанная партия Фила Тейлора в «Overkill». Никогда до этого не слышал ничего, чтобы звучало так. Это снесло мне голову! И эта энергия в музыке не стихала, она была такой сырой. Никогда не слышал, чтобы кто-то пел как Лемми. Сплав панка, рока и метала, это было сумасшедше! Ещё почти мультяшные, гипертрофированные тексты — казалось, ну совсем чересчур. Просто безумие. Motörhead были единственной группой, в отношении которой независимо от того, увлекался ли ты роком, прогом, попом, панком, чёртовым, не знаю, ска… можно было согласиться, что они были просто самыми крутыми. И для меня самым главным во всей их дискографии альбомом остается «Overkill».

Rage Against the Machine «The Battle of Los Angeles» (1999)

На мой взгляд, каждый из альбомов Rage Against the Machine выдающийся. На их первых двух пластинках есть юношеская, невероятно антагонистическая энергетика. Но в плане песенного ремесла и упорядочивания в единое целое всего, за что группа выступала, где это всё реализовалось с максимальным эффектом, объединилось на самом мощном уровне, я выделяю именно третий альбом. «The Battle of Los Angeles» звучит уникально, аутентично. Никаких фильтров, инстинктивно, импульсивно, посыл исходит из самого нутра. До этого хард-рок альбомы, в том числе наши записи, отличались большим вложением труда, студийных усилий. А тут четыре парня, просто играющие музыку в комнате, звучат так, что сейчас готовы захватить весь мир. Уровень всей пластинки просто удивительный. Когда Зак Де ла Роча кричит, кажется, что он делает это прямо тебе в лицо, разговаривает именно с тобой. Во всех великих записях есть это. Ощущение как будто эта музыка записана именно для тебя, обращается напрямую к тебе.

System of a Down «Toxicity» (2001)

Когда вышел первый альбом System of a Down в нём очевидно чувствовалась сила. Это был новый тип звука, его делал с ними Рик Рубин. Было слышно, что эта музыка происходит из разных корней, разных влияний. Тогда я не знал, что они армяне. Можно было услышать в их песнях самые неожиданные вещи. Затем вышел «Toxicity», и когда я услышал «Chop Suey!», впечатления были просто потрясающие. Когда песня попала на радио, на MTV, а за ней синглы «Toxicity», «Aerials» и другие, я решил послушать весь альбом. И в первой же песне услышал слова: «They’re trying to build a prison … for you and me to live in» («Они пытаются построить тюрьму… чтобы я и ты жили в ней»). Это было так… ох! Столько политики, безумия, энергии, невероятно с точки зрения мастерства написания песен, очень круто собрано. Это очень вдохновило и повлияло на Metallica в тот момент, мне нравилось, что песни были такими короткими и такими содержательными при этом. То, что нам редко удавалось. Это один из величайших альбомов в истории.

UFO «Strangers in the Night» (1979)

Это почти что идеал концертного хард-рок альбома. Со многими группами 1970-х я знакомился через живые альбомы. Затем уже искал студийные пластинки. Лейблы поощряли такие группы, как Judas Priest, Blue Öyster Cult и UFO, выпускать концертные альбомы в самом начале своей карьеры, после четырех или пяти студийных альбомов, и они стали определяющими двойными пластинками середины-конца семидесятых. Для многих метал-гитаристов, включая Кирка Хэмметта, Михаэль Шенкер — один из тех невоспетых героев, которые так и не проникли во внешний мир так, как это сделали Рэнди Роадс, Джимми Пейдж или кто-то еще. Но для многих музыкантов Майкл является одним из фаворитов на все времена. И на этом альбоме передана такая атмосфера, ты прямо чувствуешь себя на концерте. Очевидно, это лучшее ощущение, что может предложить живой альбом.

Warrior Soul «The Space Age Playboys» (1994)

Warrior Soul начинали на Geffen Records, и у них были те же менеджеры, что и у нас. Мы отыграли с ними кучу концертов. Geffen отказался от них, и эта пластинка вышла независимо в 1994 году. Вы включаете первую песню «Rocket Engines», она начинается неистова — тяжелая, панковская, энергичная. Кори Кларк, солист, выплевывает слово за словом, одну запоминающуюся строчку за другой, и этот накал не стихает весь час, сколько примерно длится этот альбом. Просто никаких остановок! На ранних альбом Кори был немного политизирован. Пел про коренное население Америки, говорил о Чарльзе Мэнсоне, об угнетённых. Но на этой записи он стал звучать почти по-панковски. Странный сплав панка и раннего нью-йоркского глэм-рока, вроде New York Dolls, The Stooges. Если не слышали эту пластинку, советую исправить это как можно скорее.

Смотреть также:

Любимые песни Джеймса Хэтфилда

10 альбомов, изменивших жизнь Дэйва Мастейна

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы