6 интересных фактов о Рэе Манзареке, которые вы не знали

12.02.2025

12 февраля 1939 года на свет появился Рэй Манзарек — талантливый автор песен, один из основателей и клавишник культовой рок-группы The Doors. К сожалению, в 2013 году музыканта не стало. Причиной стал рак желудочного протока.

Сегодня вспомним яркие моменты из биографии Рэя Манзарека, о которых вы могли не знать.

1. Рэй Манзарек мог стать звездой баскетбола

Рэй был ростом под два метра и неудивительно, что ему прочили большое баскетбольное будущее. И оно бы обязательно наступило, если бы не творческие разногласия с тренером. Манзареку хотелось атаковать, то есть быть центровым или, на крайний случай, тяжёлым форвардом. Однако у тренера быль свой взгляд на роль Манзарека на площадке, и он поставил шестнадцатилетнему парню условие – либо тот примет амплуа разыгрывающего защитника, либо не будет играть вообще. Упрямый Рэй незамедлительно покинул баскетбольную команду.

Впоследствии Манзарек признавался, что вряд ли дело дошло бы до формирования The Doors, если бы тренер много лет назад не высказался столь ультимативно. Однако забавно, что в группе он, по сути, исполнял ту же роль, которую ему предлагали на площадке: находился сзади и всех накачивал.

2. Манзарек считал, что внутри The Doors была уникальная связь

На сцене Рэй Манзарек чаще всего сидел за своим инструментом, закрыв глаза и опустив голову:

«Так я погружаюсь в музыку, и мои чувства обостряются, — объяснял он. — И мне не надо видеть остальных, чтобы понимать, что сейчас скажет Джим [Моррисон], как ударит Джон [Денсмор], когда вступит Робби [Кригер] и где в этот момент должен быть я. Это всё было между нами на уровне телепатии. И так было до последнего концерта, в декабре 1970-го. Я играл короткое соло и вдруг почувствовал, что Джим ушел со сцены. А он мог выйти за пивом во время какой-нибудь нашей с Робби длинной импровизации, но не сейчас. Я открыл глаза и увидел, что Джим по-прежнему на сцене — но его с нами нет. Из него как будто бы вышла вся энергия, он выдохся. И в бессильной злобе схватил свою микрофонную стойку и начал колотить ею о сцену, каждый раз выбивая здоровенные щепки. Пока не пришел наш роуди, обнял его и увел в гримерку. После этого мы втроем приняли решение — не играть концертов, пока Джим не восстановится».

3. Однажды Рэю пришлось выручать Игги Попа и вносить за него залог в полиции

Перед тем, как в 1972 году разойтись окончательно, Рэй Манзарек, Робби Кригер и Джон Денсмор попытались найти себе нового солиста. Кандидатов было двое: Игги Поп и Джо Кокер. Но оба пришли на встречу настолько пьяными и обдолбанными, что вся тройка решила — спасибо, нам этого уже хватит.

Но через пару лет Рэй всё-таки решил поработать с Игги как продюсер. В тот день Игги проснулся у какой-то своей подруги. В шкафу висело её платье, музыкант его похвалил — и подруга тут же надела платье на него. В таком виде и с бутылкой вина в руке Игги вышел на улицу. Естественно, прогулка получилась до первого полицейского, в отделении Игги немножко помяли, но тут примчался Рэй, заплатил 150 долларов залога и забрал Игги обратно. По дороге между ними состоялся диалог типа:

«Какого хрена ты вышел на улицу в женском платье? — Я его надел, теперь это мужское платье!»

Приехав на репетицию, Игги снял платье и вышел к остальным музыкантам полностью голым. В общем, сотрудничество не задалось. 

4. Рэй Манзарек был идеальным семьянином

В отличие от многих своих современников в мире рок-музыки, Рэй Манзарек был образцовым семьянином. Его история любви с Дороти Айко Фудзикава началась в 1962 году, когда они встретились в лос-анджелесском киноколледже. Ей было 17, ему — 23, но их чувства вспыхнули сразу. Они вместе снимали кино, и Дороти, человек очень хозяйственный и обаятельный, была как родная мать всем музыкантам, с которыми играл Рэй.

Поженились они, правда, только в декабре 1967-го, после того как первые два альбома принесли Манзареку успех и финансовую стабильность. Тогда он смог позволить себе автомобиль и собственный дом. Свидетелями на свадьбе были Джим и его подруга Памела. Рэй и Дороти прожили вместе более полувека — до самой смерти клавишника. У них есть сын Пабло и трое внуков.

5. Рэй Манзарек заменил алкоголь и наркотики на медитации

В своих интервью Рэй Манзарек очень много говорил о наркотиках, но в основном это был троллинг собеседников. Сам Манзарек был с ними весьма аккуратен — конечно, по меркам Лос-Анджелеса 1960-х — а к тридцати годам перестал употреблять вообще.

Во-первых, рядом с ним был другой беспокойный пассажир Джим, за которым нужен был глаз да глаз. Участники группы уже не могли его контролировать, а Джон Дензмор и вовсе с ним не разговаривал в последние годы. Только Манзарек умудрялся как-то сохранять со всеми отношения. А во-вторых, его организм вообще плохо переносил всякую химию. Поэтому он предпочитал медитацию для расширения сознания и восприятия мира. Это помогало ему достичь нужного эффекта без вреда для себя и окружающих.

6. Рэй Манзарек страстно любил классическую музыку и, благодаря этому, внёс большой вклад в творчество The Doors

Среди участников The Doors Рэй выделялся своей музыкальной образованностью. Хотя все члены группы были хорошо начитаны и наслушаны, Манзарек питал особую любовь к классической музыке. Он восхищался мастерством таких пианистов, как Владимир Горовиц и Артур Рубинштейн, а также своего современника Пьетро Спада.

Именно Манзарек обнаружил на развале пластинок альбом немецкой актрисы и певицы Лотте Ленья с ариями-зонгами из опер Курта Вайля и Бертольда Брехта. Он предложил коллегам включить одну из песен в репертуар группы. Вместе они выбрали «Alabama Song» из оперы 1928 года «Возвышение и падение города Махагони» (Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny). Они основательно переработали и музыку, и текст, а Рэй сыграл на марксофоне — безладовой цитре, по струнам которой бьют свинцовые молоточки.

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы