Просуществовав всего пять лет на рубеже 60-70-х Creedence Clearwater Revival оставили огромный след в истории рок-музыки, а многие их хиты популярны до сих пор.
Как и другие группы, Creedence появились на свет и обрели себя далеко не сразу, зато о Джоне Фогерти этого сказать было нельзя. Он вспоминал:
«Я точно знал, чего хочу, лет примерно с восьми. Году в 1953-м я мечтал о группе под названием «Johnny Corvette and The Corvettes», в которой, конечно, был Джонни Корветом. Как видите, я уже тогда ощущал себя лидером».
Мечта Фогерти начала осуществляться шесть лет спустя, когда он свел знакомство с одноклассником Дугом Клиффордом, игравшим на ударных, а тот познакомил Джона с другим своим приятелем, пианистом Стю Куком. Этого оказалось достаточно, чтобы на свет появилась группа The Blue Velvets, игравшая все подряд – от песен Рэя Чарлза до инструментальных хитов Дуэйна Эдди и The Ventures.
Старший брат Джона Фогерти Том тоже был местной звездой рок-н-ролла, и его группа Spider Webb and The Insects даже ухитрилась подписать контракт с лейблом, но распалась, не дождавшись выпуска уже записанного сингла. Тогда Том попросил «младшенького» помочь ему на демо-записи, а впоследствии присоединился к его группе, получившей название Tommy Fogerty and the Blue Velvets. За этим последовали несколько не очень удачных синглов под разными названиями, пока глава лейбла Fantasy, приметившего группу, не переименовал ее в The Golliwogs – под влиянием моды на «битловские» названия. К тому времени Стю Кук переключился с фортепиано на бас, а Том Фогерти уступил место у микрофона Джону, который к тому же начал писать собственные песни. Увы, до славы, равной битловской, The Golliwogs было все так же далеко, хотя некоторые из их тогдашних песен обрели новую жизнь уже в эпоху Creedence.
Не добившись успеха со старым названием, музыканты решили кардинально сменить его, превратив в своего рода символическую формулу. Первой и самой знаменитой его частью стало имя подруги Тома Фогерти по имени Криденс Ньюболл, и должно было нести заряд позитива, как и финальное «Revival» – «перерождение». А среднее слово «Clearwater» ассоциировалось с движением в защиту природы.
Вскоре группа подписала с лейблом Fantasy Records контракт, который, как выяснилось впоследствии, оказался кабальным. Музыканты становились кем-то вроде наемных работников компании и могли быть уволены в любой момент, а пока должны были ежегодно выдавать некислое количество материала: по 12 «мастер-записей» в течение двух первых лет контракта, и по 24 – в течение каждого года из пяти оставшихся, и это же распространялось на возможные сольные записи. Впрочем, до поры до времени эти условия их не волновали…
Отточив мастерство на живых выступлениях, группа засела в студии, занявшись первым альбомом, и записала его практически вживую. Основную массу материала на нем составили песни Джона Фогерти, который рос как автор и исполнитель не по дням, а по часам. Однако еще большую известность получили две кавер-версии – «Suzie Q» и «I Put A Spell On You» куда лучше знают в исполнении Creedence, нежели в оригинальных версиях. Группа заявила о себе буквально с первых нот, а молодой напор Фогерти и компании стал отличным противовесом модной тогда расслабленно-психоделической музыке.
Начавшуюся полосу удач продолжил и второй альбом группы под названием «Bayou Country», подаривший Фогерти два первых собственных хита – «Born On The Bayou» и «Proud Mary». Вторая из этих песен вскоре вошла в репертуар Тины Тернер и прочно ассоциируется с черным американским Югом и пароходами на Миссисипи, хотя изначально писалась об уборщице, день за днем работающей в богатых домах. Не обошлось и без каверов: выбрав на сей раз знаменитый хит Литтл Ричарда «Good Golly Miss Molly», Фогерти пополнил список каверов, сыгранных не хуже оригинала. Эту пластинку можно назвать одной из первых и наиболее ярких работ стиля кантри-рок, без которой не было бы ни модного сейчас альтернативного кантри, ни большинства панк- и хэви-металлических вокалистов.
Стремительно растущая популярность группы привлекла внимание множества устроителей фестивалей, включая легендарный уже «Вудсток». К участию в нем Creedence привлекли едва ли не первыми: именно факт участия группы Фогерти позволил организаторам «Вудстока» заманить туда и других звезд, тогдашних и будущих. Увы, у самой группы остались не лучшие воспоминания о трех днях мира и музыки: перед музыкантами CCR выступали любимцы тогдашних хиппи Grateful Dead, не признававшие ни регламентов, ни вообще коротких выступлений. В итоге Creedence вышли на сцену за полночь, когда большинство зрителей, по словам самого Фогерти, «обдолбались и заснули». Группа выложилась по полной, сыграла один из своих классических сетов, но так и не попала в легендарный фильм-концерт Майкла Уэдли. А само ее выступление вышло в видео- и аудиоварианте лишь спустя добрых полвека.
Своего рода компенсацией за неудачу на «Вудстоке» стал новый альбом «Green River», ставший таким же популярным, как и предыдущие два. Группа продолжала создавать музыку на стыке ритм-энд-блюза, кантри, рока и соула, не уходя в музыкальные дебри, а сам Фогерти называет этот альбом самым личным и любимым из всех записанных Creedence. Слушатели оценили и исповедальность текстов, и по-прежнему мощное исполнение: заглавная «Green River» и «Bad Moon Rising» с тех пор прочно вошли в концертную программу Creedence, а впоследствии и самого Фогерти.
Мало-помалу в песнях коллектива начали проскальзывать политические нотки: в прессе даже протестовали против «коммунистической» группы из Калифорнии, которая «призывает молодежь к восстанию». Повод для этого, несомненно, был: достаточно вспомнить сатирическую «Fortunate Son» о богатых сынках, уклоняющихся от призыва. Впоследствии она, как и более поздняя «Run Through The Jungle», стала своего рода музыкальным символом войны во Вьетнаме.
Впрочем, такого рода политические заявления и скандалы не влияли ни на популярность группы, ни на качество ее музыки. Каждый новый альбом становился событием и расширял музыкальную палитру группы, остающейся квартетом на сцене. На альбоме «Cosmo’s Factory» к традиционному инструментарию добавились слайд-гитара, клавишные, саксофон, пленочные эффекты, на «Pendulum» – духовые и женский бэк-вокал, а в самих песнях начало чувствоваться влияние не только рока и ритм-энд-блюза, но и прогрессив-рока. Песни между тем становились все лучше и лучше: «Looking Out My Back Door», «Have You Ever Seen The Rain» или «Travelin’ Band», кажется, не оценил только глухой или ленивый.
Куда грустнее были начавшиеся трения внутри самой группы. Зимой 1971 года, после гастролей, Creedence ушли в творческий отпуск, из которого вернулись только три участника. Том Фогерти, чья роль в группе падала все больше, устал от изнурительных турне и хотел проводить больше времени с семьей, да и остальных участников начала тяготить роль аккомпанирующего состава при Джоне Фогерти. Пытаясь сохранить группу, гитарист настоял, чтобы на следующем альбоме звучали не только его песни, но оказал и коллегам, и группе медвежью услугу. Самыми заметными песнями на новом альбоме «Mardi Gras» оказалась написанная Фогерти «Sweet Hitch-Hiker» и спетая им же кавер-версия песни «Hello Mary Lou», а остальные песни, написанные Дугом Клиффордом и Стю Куком, едва ли были уровнем выше среднего. Обозреватель Rolling Stone Джон Ландау назвал «Mardi Gras» «худшим альбомом, который когда-либо выпускала великая группа», и неудивительно, что он стал последней ее работой.
Расставание участников коллектива было отнюдь не мирным. К концу совместной работы группа, озолотившая лейбл Fantasy и ее главу Сола Зэнца, оказалась, по сути, банкротом. Басист и ударник заявили, что причиной этого стали чересчур дружеские отношения Фогерти и Зэнца: по их словам, гитарист в свое время не подписал соглашение, которое бы смягчило условия давнего жесткого контракта, а потом одобрил авантюру, лишившую участников группы всех сбережений. После пяти лет разбирательств музыкантам присудили более 8 миллионов долларов, которых они так и не получили. Зато отношения между Фогерти и бывшими коллегами оказались безнадежно испорчены.
Дальнейшая история остальных музыкантов складывалась столь же безрадостно. Том Фогерти выпустил несколько симпатичных альбомов, не имевших большого успеха, а в 1990 году умер от СПИДа, вызванного переливанием зараженной крови. Кук и Клиффорд сосредоточились на сессионной работе, а в 90-е годы собрали трибьют-группу под названием Creedence Clearwater Revisited, ввязавшись в еще одно разбирательство с Фогерти.
Суд удовлетворил их право на это название, но чуть позже Джон Фогерти подложил коллегам еще одну свинью, отказавшись играть с ними на церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла в 1993 году. И те узнали об этом буквально на саундчеке.
«Дуг и Клиффорд были вне себя», – вспоминал сын Тома Фогерти Джефф, специально для выступления разучивший отцовские партии ритм-гитары. В конечном счете песни Creedence на той церемонии все же звучали, но в исполнении Джона, Брюса Спрингстина, Робби Робертсона из The Band и других именитых музыкантов. С тех пор Фогерти в нескольких интервью намекал на то, что не возражает против реюниона – но такого рода обиды не забываются.
«Это было бы здорово 20, даже 25 лет назад, но теперь уже слишком поздно», – печально подвел итоги Дуг Клиффорд.
Сам Джон Фогерти сразу после распада группы начал успешную сольную карьеру, хотя на протяжении многих лет отказывался играть на концертах песни Creedence, чтобы не платить отчислений Fantasy Records. В конце концов его продолжавшийся контракт с Fantasy был выкуплен за миллион долларов, но в середине 80-х Фогерти прервал карьеру, слишком занятый судебными разбирательствами с лейблом и бывшими коллегами. Впрочем, в 1997 году он выпустил отличную пластинку «Blue Moon Swamp», а в новом веке, когда Сол Зэнц продал свою долю в компании, подписал новый контракт с лейблом, носившим теперь название Fantasy/Concord. И теперь его концертный сет в значительной степени состоит из песен, принесших ему славу в далекие 1960-е – благо голос его производит впечатление даже в домашних условиях.