31 мая в Москве на большой спортивной арене «Лужники» в рамках мирового тура This House Is Not For Sale состоится концерт американской рок-группы Bon Jovi. В августе 1989 года группа единственный раз выступала в нашей стране в рамках легендарного фестиваля Moscow Music Peace Festival, и вот теперь они возвращаются. О том, как это было в СССР, о свободе, холодной войне, группе «Парк Горького», новом альбоме и предстоящем концерте в «Лужниках» «Ленте.ру» рассказал один из основателей и бессменный участник Bon Jovi Дэвид Брайан.
В первый и единственный раз Bon Jovi выступали в нашей стране 30 лет назад, тогда еще в СССР. Группа закрывала Московский музыкальный фестиваль мира, в котором участвовали Mötley Crüe, Ozzy Osbourne, Scorpions, Cinderella и другие звезды рока, названный позднее «русским Вудстоком». В 1989 году фестиваль в «Лужниках» стал мощнейшим и, как тогда казалось, невероятным прорывом западного рока на советскую сцену. С тех пор у нас перебывали почти все большие звезды западной рок- и поп-музыки. Но Bon Jovi, продавшие по всему миру уже более 130 миллионов своих альбомов и включенные в 2018 году в Зал славы рок-н-ролла, к нам больше не заезжали.
Привезти Bon Jovi в Россию долго не удавалось из-за плотного гастрольного графика группы, а также занятости Джона Бон Джови работой в кино и Дэвида Брайана постановкой бродвейских мюзиклов. Решающим аргументом стал юбилей Фестиваля мира и возможность снова сыграть в «Лужниках», на чем группа особенно настаивала.
В ходе сложных переговоров Москва была включена в мировой тур Bon Jovi в поддержку альбома This House Is Not For Sale. Однако специально для России группа подготовила особую программу, состоящую из большого количества хитов, любимых именно в нашей стране. Для этого на сайте группы было проведено специальное голосование среди российских фанатов. В эти выходные на набережной парка Горького состоялся рок-моб, в котором приняли участие сотни российских музыкантов, исполнивших песни Bon Jovi, Scorpions и Kiss.
Откроет московский концерт нью-йоркская группа The Blackfires, известная по выступлениям на разогреве у Skid Row, Europe и Aerosmith, лидер которой — Андрей Чегодаев, собрал сильный международный рок-состав, куда вошли британский гитарист Энтони Маллин, гитарист из Коста-Рики Гектор Марин, уругвайский басист Грейсбо До и американский ударник Джо Митч. Из многих претендентов ее выбрал клавишник Bon Jovi Дэвид Брайан.
Во время интервью группа находилась в нью-йоркской студии, где начала работу над новым альбомом. Вокалист группы Джон Бон Джови передал привет всем читателям «Ленты.ру» и пригласил на концерт, после чего на наши вопросы ответил один из основателей Bon Jovi и бессменный участник коллектива клавишник Дэвид Брайан.
30 лет назад Московский музыкальный фестиваль мира стал выдающимся явлением не только в музыкальной, но в социальной и политической жизни СССР. Позднее его назвали «русским Вудстоком». Вы тогда ощущали что-то особенное или для вас это был просто очередной концерт в новой стране?
Мы, безусловно, заранее понимали, насколько большое значение для людей в СССР имеют эти два дня фестиваля, но не ожидали, что событие будет столь грандиозным.
Перед нашим выступлением и после него мы спускались на поле и смогли ощутить невероятную атмосферу на арене. На тот момент это был один из самых больших стадионов, на которых нам доводилось выступать, и одна из самых больших толп зрителей. Стадион был огромный, и это было по-настоящему грандиозно. А когда над ареной зажгли огромный факел, мы испытали настоящий восторг. В 1980 году политики не пустили олимпийскую команду США в Москву. А теперь олимпийский факел горел в нашу честь, в честь мира и рок-н-ролла во всем мире. Это был особенный момент в нашей жизни и, как я полагаю, в вашей жизни тоже, да и в жизни всего мира.
К августу 1989 года горбачевская перестройка и гласность уже заметно изменили страну, но это все еще был Советский Союз…
Как бы это объяснить, понимаешь, тогда уже было крепкое ощущение необратимости произошедшего. Это чувствовалось в самих людях, с которыми мы тогда встречались, в их открытости. Для них это было как первый глоток свободы. Люди впервые за многие годы могли чувствовать себя свободными, свободными от постоянного контроля, свободными от идеологии коммунизма. И рок-н-ролл показывал им, как это — быть свободными. Американский рок-н-ролл в Москве, в самом центре СССР.
Это был праздник. Позади остались годы холодной войны между Америкой и Советским Союзом. Страх, угрозы — все это осталось позади, и мы вместе праздновали это событие. Рок-н-ролл праздновал это событие.
В 1989 году у советских людей действительно было много ожиданий, много надежд на лучший новый мир, на общий мировой дом. Почему, как ты думаешь, этого не произошло и сегодня люди опять говорят о холодной войне между Россией и Америкой?
Знаешь, сейчас вообще люди склонны болтать много лишнего. Болтают, угрожают друг другу, стараются напугать… Но мало кто готов отвечать за свои слова. В целом же ситуация в мире стала совсем иной, намного благоприятнее той, что была, когда к власти в СССР пришел Горбачев. Правительства могут болтать что угодно, но людей не так легко обмануть, они уже не особенно верят политикам и двигаются к миру.
В 60-х – 80-х годах людей в основном занимали темы любви, мира, свободы. Об этом писалось большинство песен. Теперь же всех беспокоит безопасность, а поют о тревоге, страхе, одиночестве, насилии и смерти. Почему это происходит? Люди так сильно изменились или изменился мир вокруг них?
Мир постоянно меняется. Есть начало времен и конец времен. Есть хорошие парни и плохие парни. Когда плохие парни берут верх, все меняется в плохую сторону. Когда хорошие — наоборот. Это как круг, который и называется жизнь. Задача рок-н-ролла объединять людей, бороться с тем, что их разделяет. Объединять и поддерживать людей во всем мире, бороться за все хорошее против всего плохого — в этом состоит задача американского рок-н-ролла, в этом задача Bon Jovi.
Вернемся к музыке, вы помните русскую группу Gorky Park, которая выступала на одной сцене с вами?
Да, конечно. Потом мы даже что-то такое записывали вместе. Уже в Америке.
Почему, на ваш взгляд, они, мощно начав, так и не стали мировыми звездами?
Трудно сказать. Мы ведь никогда не выступали с ними вживую. В музыкальном мире всегда было много групп, которые подавали надежды, но так и не стали чем-то большим. Добиться успеха трудно, но гораздо труднее удержать этот успех. Наверное, они что-то делали не так или чего-то не делали, что было необходимо сделать.
А кого-то еще из русских рок-музыкантов ты сейчас можешь вспомнить?
Пожалуй, нет. Хотя есть одна группа с русским парнем-фронтменом. Они как-то открывали наш концерт. Кажется, они из Нью-Йорка — The Blackfires. Да, точно, они из Нью-Йорка и будут выступать с нами снова в Москве.
Новое поколение гораздо меньше интересуется рок-музыкой, чем это было в 60-е, 70-е и даже в 90-е, вам не кажется, что золотой век рок-н-ролла прошел безвозвратно?
На мой взгляд, молодое поколение слушателей, по крайней мере так происходит в Америке, сейчас возвращается к рок-н-роллу. Еще совсем недавно в клубах выступали одни диджеи и исполняли в основном рэп, а теперь я вижу, как все меняется. Все больше и больше становится реальной музыки. Молодым группам хочется играть собственную живую музыку, а не повторять бесконечно чужие семплы. Они создают группы, которые выходят на сцену и играют правильную музыку, играют рок-н-ролл. Рок-н-ролл не умрет никогда!
И как рок-музыка, на ваш взгляд, будет развиваться в будущем?
Я не особенный специалист в теории, я практик, моя работа играть в группе. Но если ты спрашиваешь, попытаюсь ответить. Я думаю, что есть периоды, когда людям больше нравится простая музыка, и есть — когда сложная. Эти периоды чередуются. У нас был период очень простой музыки — рэп. Но постепенно люди вновь стали интересоваться более сложными формами. Думаю, в ближайшее время музыка будет двигаться именно в этом направлении.
Я знаю, что кроме Bon Jovi вы очень успешно работали в жанре мюзикла. Это увлечение уже в прошлом или у вас есть планы вернуться к популярному жанру?
Да. Я написал мюзикл «Мемфис», который три года успешно шел на Бродвее и до сих пор идет во многих странах. Это была история о первом белом диджее, который в 1945 году стал ставить на радио в Мемфисе (штат Теннесси) черную музыку. В то время это было настоящим вызовом обществу. В южных штатах тогда проводилась политика сегрегации, были запрещены браки между белыми и черными. Я решил, что очень важно показать людям, к чему может привести искусственное разделение людей по расовому признаку. Сейчас у меня выходит новый мюзикл, который называется «Диана». Он посвящен английской принцессе Диане. Готовим его постановку в Сан-Диего.
А как обстоят дела с новым альбомом Bon Jovi? В прессе были сообщения, что работа над ним уже началась.
Вот непосредственно сейчас мы над ним и работаем. В этом самом здании, откуда я с тобой разговариваю. Мы сидим в студии, пишем песни и получаем от этого удовольствие. Пока все идет хорошо.
И каким он будет?
Мы экспериментируем. Никакого давления на нас никто не оказывает, поэтому мы можем спокойно экспериментировать.
Несколько вопросов о предстоящем концерте. Почему для вас так важно было выступать именно в «Лужниках». В Москве есть и другие большие новые арены.
Мы выступали на этой площадке и возвращаемся на нее 30 лет спустя. За это время многое изменилось, мы хотим увидеть эти перемены и сравнить свои впечатления. Для нас это очень волнующее событие.
Какую программу вы собираетесь представить в Москве?
Сетлист еще не готов, но это точно будет большое рок-шоу продолжительностью около двух часов. Мы исполним все наши большие хиты, которые вы знаете, и будут новые песни. Будет большой рок-н-ролл, и мы к нему готовы.
Последний вопрос. Мой любимый. Я спрашиваю об этом всех, с кем делаю интервью: верите ли вы в бога, в рай и ад и жизнь после смерти?
Я верю в рок-н-ролл. Это моя истинная вера.
А в жизнь после смерти?
Рок-н-ролл — это и есть жизнь после смерти. Рок-н-ролл навсегда!
Bon Jovi на Красной площади
Джон Бон Джови получил докторскую степень