Одноименный дебютный альбом группы Black Sabbath был выпущен в пятницу 13 февраля 1970 года, а записан всего за три дня (это 8 часов работы в студии), а по другим свидетельствам и вовсе за один день, то есть непрерывную 12-часовую студийную сессию.
Вспоминаем историю записи историю записи, внесшей грандиозный вклад в дальнейшее развитие рок-музыки
Все участники Black Sabbath играли в различных группах в Бирмингеме прежде, чем в 1968 году они собрались в составе группы Polka Tulk Blues Band (позднее просто Polka Tulk и Earth), хотя они были отдаленно знакомы еще со школьных времен.
Тони Айомми (гитарист, Black Sabbath): Раньше я терпеть не мог Оззи. Просто не выносил его. Когда бы я его ни встречал, я непременно его избивал. В школе мы совершенно не ладили. Он был маленьким сопляком.
Гизер Батлер (басист, Black Sabbath): Я впервые встретился с Оззи Озборном, когда он пришел ко мне домой. Из-за плеча у него торчала щетка для чистки дымоходов, на нем был рабочий комбинезон его отца, к тому же он был босой. Мой брат сказал мне: «Там у двери тебя ждет какое-то чудо в перьях».
Музыканты едва успели изменить название своей группы с Earth на Black Sabbath, прежде чем в октябре 1969 года они оказались в лондонской студии Regent Studios, чтобы совместно с Роджером Бейном записать материал, которого бы хватило на целый альбом. Им пришлось постараться, чтобы их заметили: 14 звукозаписывающих компаний отвергли группу, пока ее менеджер Джим Симпсон не убедил руководство EMI выделить деньги на сессию. За 12 с лишним часов им удалось создать совершенно новое музыкальное направление.
Музыканты о записи:
Тони Айомми: Наша идея состояла в том, чтобы записать альбом, который был бы тяжелее всего, что мы слышали когда-либо прежде. Мы хотели создать нечто особенное. Мы замыслили сделать звучание максимально мощным. Мы во многом полагались на Роджера Бейна, потому что мы никогда прежде не записывали пластинок.
Билл Уорд (ударник, Black Sabbath): Я был поражен тем, как выглядел Роджер. На нем были кеды Converse, как и на мне. Это не касалось его навыков продюсера. Я буквально подумал: «Он круто выглядит. Нормально».
Тони Айомми: На отработку песен не было времени. У нас была одна попытка — и все. Когда мы играли Warning, мы немного напутали. Я спросил: «Мы можем повторить?», а Роджер ответил: «Можете попробовать сыграть ее еще раз». Вот и все. Это заставило нас понервничать.
Гизер Батлер: У меня был гитарный усилитель Laney и колонка Park 4×12 с тремя динамиками, два из которых не работали! Вот так я и добился искаженного звучания. У меня просто не было выбора.
О фильмах ужасов и мистике:
Тони Айомми: Мне и Гизеру нравились фильмы ужасов. Когда ты смотришь ужастик, и тебя что-то пугает, то возникает некое колющее чувство, которое я и попытался воссоздать в музыке.
Гизер Батлер: Я переехал в квартиру, стены которой я выкрасил в черный цвет и украсил перевернутыми крестами. Оззи подарил мне книгу 16 века о магии, которую он где-то украл. Я положил ее в сушильный шкаф, поскольку я не был уверен, что с ней делать. Ночью я проснулся и увидел в ногах кровати черную тень. Чувствовалось некое ужасное присутствие. Я подбежал к шкафу, чтобы вытащить оттуда книгу, но она исчезла. Это меня страшно напугало. Вот об этом и говорится в песне Black Sabbath.
Тони Айомми: Ощущение от этой песни отличается от всего того, что я чувствовал прежде. В ней была некая энергетика. Она была очень пугающей.
Джин Симпсон (менеджер): Я не подозревал, что участники Sabbath интересовались поклонением дьяволу. Название было позаимствовано со старого постера, который увидел Гизер Батлер. Ему просто понравилось, как оно звучало. Одним из треков, который записали музыканты, был утяжеленный кавер на песню Evil Woman блюз-роковой группы Crow из Миннеаполиса. Его выпустила компания Fontana. Но в выпуске всего альбома ни один лейбл заинтересован не был. В конце концов, издать альбом согласился недавно появившийся лейбл Vertigo, да и то только потому, что в его графике было свободное место.
Дебютный альбом Sabbath был выпущен компанией Vertigo в пятницу 13 февраля 1970 года. Беспрестанная концертная деятельность, слухи и сама непохожесть музыки привели к тому, что пластинка попала в Топ-10 в Британии и в Топ-30 в Америке. Другое дело — критики.
Тони Айомми: Мы вернулись из Европы и узнали, что альбом попал в Топ-10. Черт возьми! Мы были в шоке.
Гизер Батлер: Критики возненавидели нас с первого дня.
Тони Айомми: Это твой первый альбом, ты покупаешь музыкальные журналы, чтобы прочитать, что там о нем написано, и все что ты видишь — это слова: «Куча дерьма!» Это было больно, но к такому привыкаешь.
Знаменитый автор Лестер Бэнгс писал о диске: «Как Cream! Только хуже».
Интересные факты:
1. Исторический альбом записывался на лондонской студии Regent Sound, известной тем, что много лет назад Rolling Stones делали там одни из своих самых ранних записей.
2. Лейбл Fontana, подразделение компании Philips, для которого изначально готовился альбом, вынудил группу записать «хитовую» композицию для выпуска на сингле, предваряющем альбом. По мнению специалистов лейбла, этим хитом должен был стать кавер на композицию малоизвестной американской группы Crow “Evil Woman”, недавно попавший в американский Top-40. Скрепя сердце, группа согласилась.
3. Лейбл Fontana в то время был известен легкомысленными песнями поп-группы Dave Dee, Dozy, Beaky, Mick & Tich, а также грандиозным хитом «Je T’aime…Moi Non Plus» Сержа Гейнсбура и Джейн Биркин. Однако группе не пришлось выпускать альбом на весьма «попсовой» Fontana, потому что в то же самое время Philips, по моде времени, открыли собственное «прогрессивное» подразделение Vertigo. Людям с Vertigo очень понравилась запись “Evil Woman”, а когда они узнали, что у этой неизвестной группы уже готов целый альбом, они не могли поверить своему счастью.
4. Тони Айомми начинал работу над альбомом, используя гитару Fender Stratocaster – в то время он предпочитал именно эту модель. Однако во время записи у гитары вышел из строя звукосниматель, и Айомми был вынужден переключиться на запасной инструмент – Gibson SG. Следует отметить, что это была гитара под правую руку, и левше Айомми приходилось переворачивать ее (именно так поступал и Джими Хендрикс со своим Стратокастером). Интересно, что вскоре после записи альбома он повстречал гитариста-правшу, который играл на Gibson SG, изготовленном под левую руку. Музыканты поменялись гитарами, и с тех пор нам уже сложно представить Тони Айомми без его знаменитой гитары Gibson.
5. По воспоминаниям Гизера Батлера, основной рифф заглавной песни, который придумал Тони Айомми, был вдохновлён произведением английского композитора Густава Холста «Марс, весник войны» (фрагмент знаменитой сюиты «Планеты»). По словам Батлера, в тот момент, когда Айомми переделал этот ход на свой лад, дальнейшее музыкальное направление группы было определено. К тому же в риффе был использован тритон — именно он сделал звучание таким «мистическим».
6. На обложке можно видеть водяную мельницу, построенную на Темзе в местечке Мэйплдурэм, Оксфордшир. Начало постройки мельницы относят к XV веку. Мельница функционирует и по сей день, ныне она оснащена новой турбиной и вырабатывает электричество. На мельницу может попасть любой желающий, купив билет.
7. Имени женщины, изображенной на обложке, история не сохранила, хотя Тони Айомми сообщает что однажды она появилась в гримерной Black Sabbath и представилась. Некоторые источники сообщают, что на обложке изображена модель по имени Луиза.
8. На развороте альбома лейбл Vertigo, не спросив разрешения группы, разместил изображение перевёрнутого креста. Это решение стоило группе серьезных проблем в будущем. Ярлык «сатанистов» приклеился к ним.
Желая воспользоваться успехом Sabbath, компания Vertigo быстро отправила участников группы в студию для записи второго альбома. В этой пластинке, первоначально названной War Pigs, но потом получившей название Paranoid, блюз сменило нечто совершенно новое. Но это уже другая история…