The Pretty Things — «S. F. Sorrow» (1968)
Изначально четвертый студийный альбом является концептуальным: песни описывают жизнь и страдания выдуманного персонажа под именем Себастьян Ф. Печаль (Sebastian F. Sorrow). Однако, несмотря на концептуальность, альбом является также и рок-оперой, написанной, составленной и записанной до релиза рок-оперы «Tommy» группы The Who. Именно Pretty Things были в числе пионеров — тех, кому пришла в голову идея записать альбом с сквозным сюжетом идущим через все песни. То есть их можно косвенно обвинить в появлении в семидесятые множества занудных и претенциозных записей. Это не означает что их собственный альбом был таким, первые блин далеко не всегда выходит комом.
The Who — «Tommy» (1969)
Сюжет альбома был сочинён гитаристом Питом Таунсендом. Пластинка повествует о жизненном пути слепого и глухонемого мальчика по имени Томми. Лонгплей был издан на двух дисках, впервые в истории на обложке альбома значилось название жанра «рок-опера».
«Jesus Christ Superstar» (1970)
Эта рок-опера была написана Эндрю Ллойдой Уэббером и Тимом Райсой и поставлена на Бродвее спустя год после создания. В альбоме «Jesus Christ Superstar», вышедшем в 1970 году, заглавную партию исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан. В записи приняли участие другие известные исполнители: Мюррей Хэд, Майк Д’Або (экс-Manfred Mann), блюзмен Виктор Брокс, а также Пол Рэйвен (он же Гари Глиттер) и Ивонн Эллиман, ставшие известными впоследствии.
David Bowie — «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» (1972)
Пятый студийный и первый концептуальный альбом британского музыканта Дэвида Боуи был изданн в 1972 году. Диск достиг пятого места в хит-параде Великобритании и 75-го — в американском чарте журнала Billboard. Одноимённый фильм был срежиссирован документалистом Донном Аланом Пеннибэйкером в 1973 году, позже фильм был переиздан к 30-летнему юбилею альбома. Альбом занимает 35-е место в списке Rolling Stone «500 величайших альбомов всех времён».
The Who — «Quadrophenia» (1973)
Шестой студийный альбом английской рок-группы The Who вышел 19 октября 1973 года. Альбом, состоящий из двух LP, стал второй полноценной рок-оперой группы. Концепция альбома — социальные, музыкальные и психологические изменения английской молодежи Лондона и Брайтона, произошедшие в 1964–1965 годах.
Genesis — «The Lamb Lies Down on Broadway» (1974)
Двойной концептуальный альбом британской группы Genesis записан и выпущен в 1974 году. Это шестой студийный альбом — последний, записанный с участием основного вокалиста Питера Гэбриэла. Главный герой альбома — Раэль — попадает на нью-йоркское «дно», где подвергается всевозможным соблазнам. Существует легенда о значительном участии в альбоме Брайана Ино. Однако на самом деле Ино по просьбе Гэбриэла поучаствовал в искажении вокала для композиции «The Grand Parade of Lifeless Packaging», а также в обработке пары других вокальных партий. По словам Тони Бэнкса, Ино также наигрывал вступление для «In the Cage», но в финальную версию трека от него практически ничего не вошло. Альбом занял 37-ю позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала Classic Rock.
Рок-опера британского композитора Джеффа Уэйна 1978 года в стиле прогрессивный рок написана по мотивам одноимённого романа Герберта Уэллса. Альбом, как и книга разделен на две части: «Прибытие марсиан» (в пяти композициях) и «Земля под властью марсиан» (в семи). В целом он построен на ряде периодически возвращающихся музыкальных тем и состоит из длинных инструментальных проигрышей, нескольких песен и диалогов. В дополнение ко всему этому — набор различных звуковых эффектов и ужасных потусторонних звуков, имитирующих крики марсиан.
Pink Floyd — «The Wall» (1979)
Одиннадцатый студийный альбом британской группы Pink Floyd увидел свет 30 ноября 1979 года на двух дисках. Это последний релиз группы, записанный в классическом составе: Дэвид Гилмор (гитара), Роджер Уотерс (бас), Ник Мейсон (ударные) и Ричард Райт (клавишные). В поддержку альбома был организован помпезный гастрольный тур со сложными театрализованными постановками. В 1982 году вышла киноадаптация записи — художественный фильм «Стена». Как и три предыдущих диска Pink Floyd, «The Wall» является концептуальным альбомом, исследующим тему отчуждения и самоизоляции. По своей структуре это — рок-опера, сюжет которой повествует о Пинке (главный герой сочетает в себе черты самого Уотерса и первого лидера группы — Сида Барретта).
David Bowie — «1.Outside» (1995)
Девятнадцатый студийный и третий концептуальный альбом Дэвида Боуи выпущен 26 сентября 1995 года в сотрудничестве с Брайаном Ино. Предполагалось, что он будет первым в серии из пяти альбомов-рассказов об искусстве и убийстве. Боуи планировал выпустить по одному альбому в год в период с 1995 по 1999. Однако идея не осуществилась, и «1.Outside» так и остался первым и единственным альбомом серии. Альбом содержит подзаголовок: «Ритуальное Арт-Убийство Малышки Грэйс Блю: Нелинейный Готический Драматический Гипер-цикл» («the Ritual Art-Murder of Baby Grace Blue: A non-linear Gothic Drama Hyper-Cycle»). Сюжет произведения концентрируется вокруг персонажей мрачного апокалиптического мира, действия происходят накануне XXI-века. «1.Outside» вернул Боуи обратно на волну мейнстримового рока, поддерживаемый хит-синглами «The Hearts Filthy Lesson», «Strangers When We Meet» и «Hallo Spaceboy».