Что пишется в первую очередь — лирика или музыка? У каждого исполнителя по-разному, а у этих 10 музыкантов, чьи тексты признаны настоящей поэзией — лирика главенствует.
Вспоминаем, кто оставил значимый след среди музыкантов будучи поэтом.
Боб Дилан
Роберт Аллен Циммерман, взявший псевдоним в честь поэта Дилана Томаса, видоизменил песенную поэзию почти в одиночку. Если его предшественники и современники писали в лучшем случае о подростковой любви, а в худшем – откровенно ни о чем, то Боб Дилан уже на втором альбоме позволял себе жесткие политические высказывания, а впоследствии поднимал в текстах философские вопросы и смело вводил в свои истории литературных и исторических персонажей. Песни, написанные под влиянием поэтики Дилана, Джон Леннон впоследствии называл едва ли не лучшими у The Beatles. Записать альбом или хотя бы несколько песен Боба Дилана стало в рок-мире чем-то вроде правил хорошего тона. Сам маэстро продолжал удивлять слушателей и музыкально, переходя от акустического фолка к электрифицированному року и кантри, от собственных песен к репертуару Фрэнка Синатры, от антивоенных песен к христианской музыке – и все это удавалось и удается ему блестяще.
Леонард Коэн
Не меньшую известность в рок-мире получил человек, записавший первую пластинку в возрасте Христа – не самая лучшая рекомендация во времена, провозгласившие, что лучше умереть, чем состариться. Впрочем, Леонард Коэн довольно быстро доказал свою исключительность. Его «Hallelujah» по числу кавер-версий уступает разве что битловской «Yesterday», да и пластинки продаются совсем неплохо для человека, который скорее декламирует свои тексты, нежели поет их. Дар Коэна, как доброе вино, с годами лишь крепчал: самые известные его песни появились на свет, когда их автору было уже 50, а спустя еще 20 с лишним лет он вынужденно отправился в тур – и выглядел на сцене убедительней более молодых коллег. А должное его таланту в разное время отдавали Боно, Курт Кобейн, Стинг и даже Виктор Пелевин.
Брюс Спрингстин
«Потрясающая пластинка. Для меня она звучит так же свежо, как и моя «Just Like Starting Over»», – говорил о хите Спрингстина «Hungry Heart» Джон Леннон. На первый взгляд это обычная песня о любви, но насколько же свежо звучит не только мотив, но и ключевой для песни образ «голодного сердца»! Это же касается и задумчивой «Streets Of Philadelphia», великолепно попавшей в настроение фильма «Филадельфия» о человеке, умирающем от СПИДа. Поэтический дар великолепно сочетается в ней с умением сочинять музыкальные «хуки», способные заинтересовать даже ко всему привычных скептиков. И что еще важнее, «Босс», в отличие от многих коллег по цеху, и не собирается превращаться в памятник самому себе. Вышедший в этом году сольник «Western Stars» вполне может претендовать на звание одного из самых ярких релизов года.
Лу Рид
Урожденный Льюис Аллан Рид активно исследовал темную сторону городской жизни и человеческой натуры. В то время как все остальные воспевали мир и любовь, созданная им группа The Velvet Underground пела о поставщиках героина, садомазохизме и фут-фетишизме. У подобной философии нашлись свои поклонники, а сам Рид после ухода из группы начал удачную сольную карьеру. На втором его диске «Transformer», спродюсированном Дэвидом Боуи, оказались сразу три суперхита – «Walk On The Wild Side», жесткая песня о любви «Vicious» и знаменитая «Perfect Day», ставшая ярким свидетельством чисто лирического дара Лу. В его карьере были удачи и промахи, неограненные бриллианты вроде первого диска и неоднозначные результаты вроде совместного альбома с Metallica… Но его талантом безоговорочно восхищались не только люди, считавшие себя изгоями общества, но и интеллектуалы вроде Майка Науменко и БГ.
Нил Янг
Заявив о себе в одной из самых ярких и недолговечных команд конца 60-х Buffalo Springfield, Нил Янг некоторое время разрывался между сольной карьерой и участием в супергруппе Crosby, Stills, Nash & Young. Непростой характер Янга привел к тому, что от четырех участников в группе остались трое, но одним из самых ярких их хитов была и осталась песня Нила «Ohio» о беспорядках в университете штата Кент. Покинув группу, Янг стал автором поистине безразмерной и разнообразной дискографии: яркий кантри-рок на альбоме «Harvest», жесткий рок на «Rust Never Sleeps», почти гранж на «Mirror Ball» и так далее, и так далее (кстати, самого Янга называют крестным отцом гранжа, и именно его Курт Кобейн цитирует в предсмертной записке). Новый альбом Янга выйдет в свет буквально через несколько недель – но золотая его эпоха все же случилась в 60-70-е годы.
Патти Смит
Как и Леонард Коэн, Патти Смит не столько рокер, сколько поэт. Первым ее источником вдохновения стали стихи Артюра Рембо, книгу которого она однажды купила буквально на последние деньги, а в эпоху панка, вынесшего ее на поверхность, вдохновлялась скорее блюзом, нежели роком. Впрочем, в ее шаманизме эпохи первых альбомов есть что-то от почитаемого ею Джима Моррисона. Со временем она заявила о себе и как прозаик: ее книги «Время М», «Я пасу облака» и в особенности автобиографическая книга «Просто дети» – чтение по-настоящему захватывающее. И все же в историю рока она вошла, прежде всего, как яркая и экспрессивная исполнительница ни на что не похожей музыки, повлиявшая на таких звезд, как Майкл Стайп, Ширли Мэнсон и Кортни Лав.
Том Уэйтс
Попав в одну обойму с такими звездами кантри-рока, как Eagles, The Byrds, Эммилу Харрис и Линда Ронстадт, Том Уэйтс «отмежевался» от них на первом же диске. Вместо мягких красивых голосов – голос старого алкоголика, вместо милых песен о любви и езде по хайвею – атмосфера американской глубинки и полуночного бара, куда заходишь с разбитым сердцем, вместо заразительного оптимизма – ироничный реализм. Впрочем, песни этот пропойца писал не хуже, чем его коллеги по лейблу, хоть и предпочитал рок-н-роллу блюз и песни авторов типа Берта Бакарака и Стивена Сондхайма. Среди тех, кто оценил его дар поэта и исполнителя – Брюс Спрингстин, Род Стюарт, The Ramones и красотка Скарлетт Йоханссон. Даже резкое изменение стиля в 80-е только укрепило за Уэйтсом репутацию человека, искренне плюющего на коммерческий успех и предпочитающего выделяться из толпы даже в эпоху ко всему привыкшей публики.
Скотт Уокер
И еще один автор, ушедший от красивых мелодий в дебри экспериментов. Урожденный Ноэл Скотт Энджел начал карьеру в неплохом поп-роковом трио, все члены которого взяли себе творческий псевдоним Уокер. Необычный голос певца выделил команду из толпы калифорнийских групп того времени, но сольная карьера не очень-то задалась – хотя, судя по всему, именно Скотт Уокер пробудил интерес Дэвида Боуи к французскому шансонье Жаку Брелю. Несколько его первых альбомов сейчас считаются культовыми, но коммерческий провал заставил его сперва воссоединиться с «Братьями Уокер», а в середине 70-х оставить музыку на добрые десять лет. Более поздние его работы по нраву скорее поклонникам авангарда, нежели фолк- и поп-рока. Уокер не столько поет, сколько вещает на фоне минималистичного аккомпанемента, но именно это «лица необщее выражение» привлекло к нему таких разных артистов, как тот же Боуи, Леонард Коэн, Брайан Ино, Том Йорк и маэстро современного прогрессив-рока Стивен Уилсон.
Джони Митчелл
Этой уроженке Канады и представительнице калифорнийского рока в разное время поклонялись буквально все – от Led Zeppelin до Тейлор Свифт и Кэти Перри, а Билл и Хиллари Клинтон, как говорят, дали своей дочери имя Челси в честь ее песни «Chelsea Morning». Начав как одна из легиона «девушек с гитарой», Джони очень быстро заслужила признание таких звезд современного джаза, как Херби Хэнкок, Чарли Мингус, Майкл Бреккер, Пэт Метени. Написанная ею песня «Woodstock» стала символом времени и хитом не только для друживших с ней Crosby Stills & Nash, но и для раннего «Аквариума». «Из всех женщин, записи которых я когда-либо слушала, в лирическом плане она оказала на меня наиболее глубокое воздействие», – заявляла в свое время не признающая авторитетов бунтарка Мадонна.
Ник Дрейк
И еще один музыкант из 60-х, повлиявший едва ли не на всю инди-музыку, но не получивший при жизни столь необходимого ему признания. Студент Кембриджа Ник Дрейк почти случайно стал клиентом компании, которой руководил продюсер первых записей Pink Floyd Джо Бойд. И необычная игра, меланхоличность музыки и задумчивые тексты Ника так поразили Бойда, что тот привлек к записи его альбомов лучших музыкантов, с которыми тогда работал, а одну из сессий продюсировал бывший участник The Velvet Underground Джон Кейл. Увы, Ник Дрейк оказался слишком застенчивым и неуверенным в себе, чтобы пожать хоть какие-то плоды славы: от него не осталось клипов, а концерты за всю жизнь можно было пересчитать по пальцам одной руки. Ник погиб в 1974 году от передозировки антидепрессантов – и так и не дожил до тех времен, когда в любви к его песням признались Элтон Джон, лидер The Cure Роберт Смит, Нора Джонс и норвежский инди-дуэт Kings of Convenience.