Почему брит-поп британский, откуда он взялся и что в нем такого хорошего.
1.
Заслышав слово брит-поп люди тотчас себе наглядно представляют Blur, Oasis и их доисторических предков The Beatles. Это не совсем верный расклад, так как большинство брит-поповых артистов считают, что истоки этого жанра идут от группы The Kinks.
The Kinks – третья после The Beatles и The Rolling Stones – команда “британского вторжения в США”, имела одно принципиальное отличие от жуков. Они были гораздо более местечковыми. В 1966 году лидера The Kinks Рея Дэвиса посетила очень свежая мысль – а что, если он начнет сочинять рок не космополитичный, не американоподобный, а полностью выстроенный на британской популярной музыке, безо всяких там ритм-энд-блюзов и кантри. Так появился альбом “Face to Face”, первый образец чистопородного английского рока без иноземных наполнителей. The Kinks, кстати, стали упертыми британцами вследствие печальных обстоятельств – американские чиновники запретили им въезд в США на несколько лет, и группе пришлось вариться в своем лондонском тумане.
2.
Идею The Kinks и публика, и коллеги по сцене встретили с энтузиазмом. У The Beatles в тот момент и так хватало бритпоповых номеров – “Good Day Sunshine” как самый яркий пример. А годом позже The Beatles записали свой самый махровый брит-поповый шлягер – “Penny Lane”.
Что же о The Rolling Stones, то они, находясь под впечатлением от “Face to Face” (это роллинги и сами открыто признают) записали свою первую и последнюю брит-поповую пластинку “Between the Buttons” в 1967.
3.
В шестидесятые идея не прижилась. В основном по той элементарной причине, что в 1967 году все массово переключили внимание на психоделический рок, а тот с идеями брит-попа стыковался плохо, точнее, не стыковался вообще. The Kinks героически откатали еще три (малоуспешных) бритпоповых альбома – “Something Else”, “The VIllage Green Preservation Society” и “Arthur”, после чего забросили идею надолго в чулан, но не навсегда.
Из редких образцов истинного брит-попа шестидесятых можно еще вспомнить лонгплей “Emotions” группы The Pretty Things 1967 года. Немало элементов брит-попа можно уловить и на концептуальном, очень гротескном альбоме The Who “Sell Out”. Ну и можно взять смелость и обвинить в брит-поповости дебютный альбом группы The Move 1968 года. Это те самые The Move, которые через несколько лет переименуют себя в Electric Light Orchestra.
4.
Понятно, что в семидесятые годы никому не было дела до брит-попа, все занимались куда более сложной или же шумной музыкой. Хотя, к примеру, альбом Дэвида Боуи “Hunky Dory” 1971 года, несмотря обилие американских мотивов, в целом изящно вписывается в брит-поповую колею.
Перелом наступил в неожиданном месте, когда лондонская панк-группа The Jam к своему третьему альбому придушила в себе панков, записала кавер-версию песни The Kinks “David Watts” и разродилась очень англофильской пластинкой “All Mod Cons” (само название которой отсылает нас к британской культуре так называемых модов 60-х).
5.
В Британии The Jam имели колоссальный успех, возродили интерес к модам да и вообще традиционному английскому року. Однако прошло немало времени, прежде чем брит-рок обзавелся каким-то новым выдающимся апологетом.
Фактически это случилось лишь с восходом группы The Smiths в середине восьмидесятых. Все-таки The Smiths не принято называть брит-попом (трудно даже понять почему), но то, что они сыграли для становления жанра ключевую роль, не подвергается никаким сомнениям.
Вообще британский джэнгл-поп восьмидесятых был уже почти сформированным брит-попом, взять хотя бы группу The Housemartins, в которой басистом начинал диджей Фэтбой Слим.
6.
Первой настоящей брит-поповой пластинкой в современном понимании этого слова обычно называют дебютник группы The Stone Roses, из того же самого Манчестера, что и The Smiths.
Их волшебный альбом 1989 года по факту стал первоосновой для всего англофильского рока девяностых. Жаль лишь, что сами The Stone Roses так и не смогли повторить это чудо еще раз, хотя попытки предпринимали неоднократно.
7.
Всякий человек хотя бы раз в жизни слышал о брит-поповой войне девяностых – это когда группы Blur и Oasis дрались за корону королей английского рока. Любопытно, что Blur объявились на сцене сильно раньше – их первая пластинка вышла в 1991 году.
Oasis же разродились лонгплеем, когда Blur уже выставлял в магазинах третий альбом, в 1994. Но на самом деле все логично, ибо Blur на первых двух пластинках лишь раскачивались, и породистый хардкорный брит-поп научились делать тогда же, в 1994 на лонгплее “Parklife”.
8.
В девяностые годы английская пресса повытаскивала на белый свет целую тьму новоявленных брит-поповых коллективов. Особенно занятно получилось с группой Pulp, которая выпускала альбомы с 1983 года, но до массовой моды на брит-поп была практически никому не нужна.
Кстати, большинство из таких коллективов на Родине в итоге были популярны куда больше, нежели в остальном мире. Несмотря на общий ярлык “брит-поп” они являли собой ощутимое разнообразие, в диапазоне от ноток The Beatles и The Kinks до The Smiths, Дэвида Боуи и даже Queen.
Radiohead тоже принято причислять к брит-попу, хотя лично я такой подход не одобряю – это все-таки более заковыристая в жанровом плане команда, да слишком много в её музыке иноземной крови – и американской и даже немецкой, краутроковой.
9.
В нашем веке истерия по брит-попу заметно стихла, но сам брит-поп совершенно не стих. Мало того, его влияние расползлось на весь мир, и практически везде, от Америки до России можно обнаружить многочисленные коллективы, звучащие очень и очень по-английски.
Появился и популярный артист, который иногда заводил брит-поп в буквальном смысле слова. Дело в том, что оригинальный брит-поп несмотря на корень “поп” все ж таки был именно рок-музыкой.
Но вот если мы возьмем чисто эстрадного певца Робби Уильямса, то сможем во многих его вещах услышать, как звучит брит-поп именно в поп-музыкальной форме. Примерно то же самое можно сказать и о безгитарной группе из Сассекса Keane.
10.
Десять пластинок для первого знакомства:
The Kinks “Something Else by the Kinks”, 1967
The Rolling Stones “Between the Buttons”, 1967
The Jam “All Mod Cons”, 1978
The Stone Roses “The Stone Roses”, 1989
Suede “Suede”, 1993
Blur “Parklife”, 1994
Oasis “(What’s the Story) Morning Glory?”, 1995
Pulp “Different Class”, 1995
The Verve “Urban Hymns”, 1997
Morrissey “You Are the Quarry”, 2004