Трухильо родился в Санта Монике, Калифорния, 23 октября 1964 года.
Его настоящее имя — Роберто Агустин Мигель Сантьяго Самуэль Трухильо Веракруc и у него, как можно догадаться, мексиканское происхождение.
Почти все мои кузены были гангстерами. Некоторые были из банд Кулвер Сити, некоторые из Вениса. А два города в Калифорнии, как известно, очень тесно связаны. Поэтому “семейные” тусовки были очень интересными.
В его доме в детстве всегда звучала музыка: мать Роберта была большой фанаткой Motown Records.
Моя мама была поклонницей таких музыкантов, как Джеймс Браун, Марвин Гэй, Sly And The Family Stone. Она была молода, и когда она танцевала со своими подругами, я забирался на комод и изображал игру на воздушной гитаре или на воздушном саксофоне — в общем на любом воздушном инструменте. Затем я начал тесно общаться с папой, и он играл все, начиная от Rolling Stones и Led Zeppelin и заканчивая Бетховеном. Мои кузены потом начали cлушать Black Sabbath.
Сначала Трухильо играл во многих гаражных группах, исполняя композиции Black Sabbath, Оззи Осборна, Rush и Led Zeppelin.
В 19 лет Роберт пошел в джазовую школу с намерением стать студийным джазменом, но в душе он хранил страсть к року и металлу.
Мы жили на границе Кульвер Сити. Там были очень популярны скейтборды, и я начал играть в дворовых группах. Я играл многое из Sabbath, Ozzy, Rush. В 19 лет я поступил в джазовую школу. Я хотел быть студийным музыкантом, но я по-прежнему очень любил тяжелую музыку.
В период работы с Оззи Осборном Роберт основал экспериментальную супер-группу Mass Mental, выпустившую один студийный и один live-альбом.
В 1993 и 1994 году Suicidal Tendencies разогревали Metallica во время туров «Nowhere Else to Roam» и «Shit Hits the Sheds» соответственно; тогда Роберт и познакомился с будущими коллегами.
Трухильо включен в Зал славы рок-н-ролла как басист Metallica.
В 2003 году Роберт появился в клипе «Smoothie Song» группы Nickel Creek в качестве контрабасиста, однако в записи песни он не участвовал.
Жена Роберта выжгла на его бас-гитаре календарь ацтеков.
Трухильо несколько раз засветился в кино. Ему достались мелкие роли в таких картинах как «Честное скаутское» (Scout’s Honor), «Семейный доктор» (House Calls), сериале «Калифорнийский дорожный патруль» (CHiPs), «Говард Стерн по требованию» (Howard Stern on Demand) и некоторых других. Еще он отметился в качестве продюсера в фильме «Джако» (Jaco), посвященному одному из его музыкальных кумиров детства Джако Пасториусу.
Трухильо играет на бас-гитаре техникой слэпа — пальцами, но на некоторых живых выступлениях использует медиатор.
Сценическое поведение придает особый колорит Трухильо. Его передвижения по сцене в полу-приседе («крабья» походка) стали неотъемлемой фишкой каждого концерта. Еще неизменным приемом стали его страшные рожи, которые он так любить корчить, находясь на сцене. Роберт разработал и использует собственную кодировку для записи басовых аранжировок.
Когда Metallica собирается вместе и подключается к аппаратуре, они превращаются в энергичных подростков. Это делает музыку интересной. Вот почему я знаю, что следующий этап будет еще лучше. Мы должны пройти все преграды. Со временем многие вещи случаются в мире Металлики. Теперь я знаю, что в группе сильное чувство единства. Ведь у нас есть очень много общих интересов. Я всегда могу попросить у них совета.
Сын Роберта Тай Трухильо тоже играет на бас-гитаре в молодёжной рок-группе The Helmets. В апреле 2017 года в двенадцатилетнем возрасте Тай Трухильо присоединился к ню-метал группе Korn, заменив их основного басиста в концертном туре по Южной Америке, а в 2019 сыграл на одной сцене с Foo Fighters.
О работе с Оззи Осборном:
Это случилось, когда я в составе Infectious Grooves записывал альбом The Plague That Makes Your Booty Move вместе с Марком Додсоном в студии под названием “Devonshire”. И Оззи как раз был в это время в той же студии, записывая No More Tears, и так мы стали соседями по студийным комнатам. Оззи бегал по коридору, конкретно сойдя с ума. Мы подумали, было бы круто, если бы он спел песню вместе с нами на лейбле Epic. Мы хотели, чтобы он пришел один раз ночью, сказал “Привет”, и мы бы вместе поджемовали, но от нас это исходило как “давай-ка побыстрей его позовем!” В итоге так получилась песня “Therapy”.
Однажды он пришел и спросил: “Ребята, у вас есть пиво?” Мы ответили “нет”. “У вас есть вино?” “Нет”. “У вас есть таблетки?” “Нет”. “У вас есть кокаин?” “Нет”. “Нет, ребят, с вами скучно!” Он предлагал еще в 1991 году отправиться с ним с тур Theatre Of Madness, где мы выступали в течение месяца. Так мы познакомились поближе, и 8 лет спустя мне позвонил Закк, с которым вскоре после этого я начал играть в Black Label Society.
Комментируя истоки своей «позы краба», Трухильо рассказывает:
Это пошло еще со времен концертов с Оззи Осборном. Мы играли первое или второе шоу… Насколько я помню, это было мое второе шоу с Оззи, когда мы выступали в Лас-Вегасе… Мы играли «Sweet Leaf» Black Sabbath, и он подходил к каждому, призывая двигаться на сцене и все такое. Я просто начал делать эти странные вещи в стиле сумо. Люди прозвали это «походкой краба». Я подошел к Оззи, и он присоединился ко мне. Было так весело, поэтому мы устраивали подобное постоянно с тех пор… теперь мы порознь. Но я надеюсь, что он все еще делает это.