Восемь песен, изменивших жизнь Иэна Гиллана

19.08.2024

«Мой дедушка пел в опере, был баритоном, мой дядя был джазовым пианистом, а бабушка преподавала балет, поэтому наш дом всегда был полон музыки, от Шопена и Верди до буги-вуги. Я исполнял партии сопрано в церковном хоре, когда был еще мальчишкой, поэтому всегда знал, что могу петь».

Иэн Гиллан, легедарный голос Deep Purple, рассказал британскому журналу Classic Rock о восьми классических рок-н-ролльных песнях, повлиявших на него, как на артиста.

Chuck Berry — Rock And Roll Music (1957)

Чак Берри был самым первым и лучшим. Тот самый парень, который написал «Roll Over Beethoven», «No Particular Place To Go», «Johnny B. Goode», «Sweet Little Sixteen», «Memphis, Tennessee» … представьте! И «Rock And Roll Music» в том числе — текст в ней очень экспрессивный для того времени. Чак Берри был маэстро, учителем для всех в рок-н-ролле. За эти годы я, наверное, спел практически все песни, которые он когда-либо записывал. Однажды вечером в Германии он использовал Яна Пейса, Ричи Блэкмора, Роджера Гловера и Джона Лорда в качестве своей группы поддержки: раньше он просто приходил на концерт без своей группы и привлекал музыкантов, выступавших на разогреве. У меня есть запись его живого выступления с The Swinging Blue Jeans в Гамбурге, где каждая песня начинается быстро и ритм только ускоряется, прямо неконтролируемый мятежный дух. Абсолютно превосходно! Песни на три аккорда, но все равно ни у кого не получалось сыграть их так, как Чак. Он один из по-настоящему великих артистов.

The Crickets — It’s So Easy! (1958)

Когда дети моего поколения впервые слышали музыку, это было через радио, висящее на стене. Это был эфир BBC, в котором звучали Фрэнк Синатра, Перри Комо или Дин Мартин. К счастью, кто-то изобрел транзисторные радиоприемники, чтобы мы могли сбежать от родителей и от BBC, взять нашу музыку с собой на школьный двор или в парк и слушать там радио Люксембурга. Так мы открыли для себя рок-н-ролл. Голос Бадди Холли был нежным, а его песни — красивыми и мелодичными, он очень ценился всеми. Мы принимали Бадди Холли и Everly Brothers как часть нашего круга героев рок-н-ролла. Его песни в основном были о подростковой любви, и девушки любили их. И мы переигрывали их, потому что хотели, чтобы эти девчонки любили нас! 

 

Ray Charles — What’d I Say (1959)

Кажется, я сначала услышал, как эту песню исполняет Эдди Кокран, но версия Рэя Чарльза классическая, и именно ее аранжировку мы переигрывали с The Javelins. Рэй Чарльз был джазовым, блюзовым, соул-певцом и заигрывал с рок-н-роллом. Он был очень талантлив и многогранен как музыкант и автор песен. Этот ритм… он сразу цеплял тебя. У нас не было пианиста в The Javelins, точнее у нас был фантастический пианист, но его отец не всегда позволял ему выходить по вечерам… поэтому мы могли играть песни Рэя Чарльза и Джерри Ли Льюиса, только когда ему удавалось вырваться, и только если в пабе было пианино. В то время для ребят нашего возраста, с еще ограниченными умениями и мастерством исполнять эту не самую простую песню было своего рода вызовом, смелостью.

Roy Orbison — Dream Baby (How Long Must I Dream) (1962)

В те времена, когда кто-то покупал новую пластинку, мы все собирались у него дома и слушали её вместе. Кто-то купил так «Dream Baby». Никто из нашей компании раньше не слышал такого голоса, он был очень чистым, что меня очень привлекло. Это фантастическая песня, очень красиво построенная. Рой Орбисон для нас был эдакой поп-версией Джонни Кэша, одетый во все черное со своими очками, но с лучшим голосом. Так мы открывали для себя новые песни, а затем неделю или две спустя наша группа уже играла их перед публикой, как это также делали вначале The Rolling Stones и The Beatles. Позже с Deep Purple мы часто уходили в импровизацию в середине исполнения «Speed King», и иногда я пропевал в этот момент отрывки из «Dream Baby», что говорит о том, что она явно запала мне в сердце.

The Beatles — Chains (Please Please Me, 1963)

Изначально эта вещь была записана женской группой The Cookies, но я впервые услышал эту версию только около десяти лет назад. Настоящее очарование этой записи — то, как она написана. Текст, концепция и структура. Авторы — Джерри Гоффин и Кэрол Кинг, которые были частью нью-йоркской «брилл—билдинг» сцены. Когда The Beatles сделали свой кавер, в нем был и настоящий грув, и острота, и мускулистость. Это не выдающаяся мелодически песня, но гармония в ней фантастическая, и Леннон и Маккартни это лишь усилили. The Beatles были очень важны, они были исключительными, с особенным звучанием, продакшном, идеальным сочетанием голосов. Они были четырьмя личностями, а личности и характеры часто также важны, как и музыка.

 

Faron’s Flamingos — Do You Love Me (1963)

Эта песня была записана несколькими артистами (в том числе The Hollies и The Dave Clarke Five), но нам больше всего полюбилась версия Faron’s Flamingos из Ливерпуля. Это довольно малоизвестная запись, и она не имела большого коммерческого успеха, в отличие от оригинала в исполнении The Contours. Отличная, вживую очень впечатляющая песня. По всей Британии и Европе, особенно в Германии, было много места, подобных [легендарному ливерпульскому клубу] The Cavern. 50-60 человек, забившихся в пространство, которое не больше вашей гостиной, и такой песней, как «Do You Love Me», можно было с овациями начать или завершить выступление.

Buddy Holly — Heartbeat (1958)

Я уже упомянул о Бадди Холли и его важности. Что мне больше всего нравится в «Heartbeat», так это восхитительное гитарное соло, но, опять же, это просто еще одна безупречная и совершенная песня. Из-за техники записи тех времен вы можете расслышать каждый вздох певца и каждый скрип гитарных струн, и в песнях есть настоящая чистота и непосредственность, как если бы исполнитель пел вам прямо в ухо. Неудивительно, что Бадди так нравился девушкам.

 

Bo Diddley — Mona (1957)

Когда появился Бо Диддли, это было просто ух! Я был подростком, когда впервые побывал на концерте Скриминг Лорда Сатча в Саутолле. В зале было полно людей, толпа прижимала нас к сцене. А потом на нее вышел Сатч, и я клянусь, он так всех напугал своим видом, что внезапно образовалась трехметровая пустота между сценой и аудиторией, потому что все в шоке отступили назад с реакцией: «Боже мой! Бо Диддли был в чем-то похож на Сатча, но в другом смысле. Он был таким возмутительным шоуменом с его самодельной прямоугольной гитарой и дикими нарядами. У него тоже был этот уникальный ритмичный звук. В «Mona» простой, милый текст про мальчиков-девочек, но такая мощная, с отличным заразительным ритмом. Я думаю, что эта песня сыграла большую роль в эволюции рок-н-ролла. Я до сих пор живу с этим ритмом.

Смотреть также:

8 песен, изменивших жизнь Стива Харриса из Iron Maiden

Вячеслав Тумаланов

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы